Факторинг как эффективный финансовый инструмент в ведении хозяйственной деятельности

За последние несколько лет приобретает все большую востребованность еще один финансовый инструмент – факторинг. Суть факторинга заключается в том, что компания-поставщик переуступает банку или факторинговой компании неоплаченные требования за оказанные услуги или отгруженные товары и права по получению средств. Таким образом, поставщик может предоставить своим покупателям отсрочку по платежу и при этом сразу получить львиную долю стоимости сделки от банка. При этом банк получает комиссию за то, что выкупает краткосрочную дебиторскую задолженность (как правило, не более 180 дней) и проценты за кредит. По мере поступления от поставщика требований на оплату, банк погашает 60-90% от каждого счета-фактуры и перечисляет остаток суммы после полной оплаты продукции покупателем за вычетом своих доходов. Другими словами – это кредитование продавца под уже отгруженный товар. Как и банковская гарантия, факторинг – это комплекс услуг, и больше относится к комиссионным операциям, чем к кредитам в чистом виде, так как банк выступает не просто кредитором, а финансовым агентом.

В таких отношениях участвуют:
Фактор – банк или специализированная компания, принимающая уступку дебиторской задолженности;
Клиент – продавец товара или услуги, он же кредитор покупателя, так как предоставляет ему отсрочку по платежу;
Покупатель – компания получающая отсрочку платежа и являющаяся плательщиком.

Итак, на основании договора банк осуществляет следующее:
• Финансирование кассовых разрывов на беззалоговой основе;
• Мониторинг состояния задолженности дебитора;
• Ускорение возврата задолженности путем проверки, уведомления и другого взаимодействия с дебиторами;
• Учет задолженности и предоставление регулярной отчетности;
• Контроль своевременной оплаты покупателем своей задолженности;
• Инкассацию средств по договору;
• Гарантирование покрытия рисков по осуществлению торговых операций.

Предоставлять услуги по факторингу могут не только банки и банковские подразделения, но и факторинговые компании. Выбор партнера или финансового агента должен основываться не только на стоимости услуг, но и на основе размеров мощностей, инструментов и рычагов, которыми он располагает. Так, если продавец реализовывает сой товар и/или услуги на небольшой территории, то можно выбрать локальную компанию или банк. Но если деятельность поставщика охватывает несколько регионов, то важно, чтобы представительства фактора были в местах расположения потенциальных покупателей – так будет эффективнее и быстрее возвращать дебиторскую задолженность.

Схема реализации факторинга:
1. Продавец оказывает услугу или поставляет товар покупателю и предоставляет ему отсрочку платежа;

2. Продавец уступает право требования платежа на основании заключенного с банком факторингового договора;

3. Банк выплачивает продавцу (клиенту) 70-90% от суммы сделки, в виде предоставления кредита, но не более чем на 180 дней;

4. Покупатель оплачивает товар или услуги, но уже не продавцу, а на счета банка;

5. Банк возвращает оставшуюся сумму по сделке продавцу за вычетом своих доходов (комиссия и проценты).

Виды факторинга

1. По количеству: 
• Прямой – один фактор;
• Взаимный – более одного фактора.

2. По возмещению недостающих средств
• С регрессом – в случае, если возможность взыскать задолженность с покупателя будет отсутствовать, продавец должен будет возместить недостающие суммы банку;
• Без регресса – продавец не обязан возмещать убытки банка по невозможности взыскать задолженность с покупателя.

3. По принадлежности к стране:
• Внутренний – все три участника являются резидентами одной страны;
• Международный

4. По наличию уведомления дебитора:
• Закрытый;
• Открытый – отправляется уведомление покупателю.

5. По времени действия
• Реальный – денежное требование уже существует;
• Консенсуальный – относится к будущему требованию.

6. По способу финансирования
• С финансированием – фактор предоставляет продавцу денежные средства;
• Без финансирования – фактор предоставляет только услуги по взиманию и мониторингу дебиторской задолженности путем взаимодействия с покупателем.

Размер комиссии банков зависит от вида факторинга, суммы задолженности, степени риска и объема необходимых мероприятий по взиманию долга. В среднем эта цифра составляет 15-20% от суммы сделки. Кроме комиссии фактор взымает еще и процент за кредитование (кроме факторинга без финансирования). Проценты начисляются ежедневно на текущую задолженность до ее окончательного погашения, а ставка в среднем на 1,5-2,3% выше, чем на краткосрочный кредит бизнесу.

Преимущества факторинга для клиента

:
1. Ускорение скорости оборота капитала и получения прибыли;

2. Увеличение и ускорение товарооборота, повышения своих конкурентных преимуществ на рынке;

3. Снижение рисков при предоставлении отсрочки;

4. Получение краткосрочного беззалогового финансирования, то есть, нет необходимости передавать в залог имущество, как например, при кредитовании, коммерческой ипотеке или лизинге;

5. Более гибкие условия работы по погашению и лонгации сделки;

6. Факторинг более доступный, чем кредит, так как анализ состояния клиента и его платежеспособности значительно упрощен;

7. Задолженность погашается за счет поступлений покупателя;

8. Не ограниченный размер финансирования и может расти с ростом объемов продаж;

9. Бессрочен.

Наряду с преимуществами существуют и отрицательные моменты и даже риски факторинга, к которым относят:

1. Высокую стоимость таких операций;

2. Фиксированные условия фактора;

3. Риск выбора некорректного вида факторинга, что может привести к большим затратам;

4. Риск потери торговой репутации, в случае если фактор слишком агрессивно будет требовать погашение задолженности у покупателей и пр.

Эффективность применения данного финансового инструмента напрямую зависит от выбранного вами партнера. При этом необходимо помнить, что правильно выбранный вид факторинга позволит еще более снизить риски и конечные затраты на его реализацию. Также особое внимание необходимо обратить на договор. Он должен быть прозрачен, не содержать скрытых комиссий, сомнительных условий и соответствовать, выбранному виду факторинга. Только в таком случае эта программа позволит оптимизировать процесс и, как следствие, увеличить прибыль.